Радиатор ПАЗ-3205


Высокопольные автобусы малого класса ПАЗ-3205 пришли на смену ПАЗ-672М в 1989 году. На самом деле модель была готова раньше, но имеющиеся заказы и необходимость в модернизации конвейера заставила Павловский Автобусный Завод отложить выход в серию. Сегодня это одна из самых массовых моделей, в том числе и за счет того, что ее производство продолжается. Причем с 2010 года «3205-ые» также собирают и в Республике Беларусь. Соответственно, сама модель и запчасти для нее все еще актуальны, и среди комплектующих, которые чаще других требуют замены, можно выделить теплообменники, установленные в системах охлаждения и отопления, а на версиях с турбированным мотором, и в системе подачи воздуха.

Зачем автобусу так много теплообменников

Одной из особенностей любого массового коммерческого автомобиля или автобуса можно назвать то, что в его конструкции не бывает ненужных деталей. Соответственно, каждый радиатор ПАЗ-3205 нужен и очень важен:

  • Основной теплообменник (охладитель) помогает поддерживать приемлемый для двигателя температурный режим, обеспечивать стабильную производительность и длительный срок эксплуатации
  • Отопитель или радиатор печки предназначен для поддержания в кабине и салоне комфортной температуры
  • Масляный радиатор не позволяет смазке терять густоту и защитные свойства, тем самым защищает детали двигателя от износа и повреждений
  • Интеркуллер в системе турбонаддува остужает воздух, что делает топливную смесь более эффективной

Что нужно знать о радиаторах

Так как любой из радиаторов на автобусах ПАЗ-3205 должен обеспечивать интенсивный теплообмен, то его конструкция отличается высокой уязвимостью. По крайней мере, это полностью справедливо в отношении сердцевины теплообменника. Трубки, где теплоноситель отдает тепло очень маленькие и с тонкими стенками. Как результат, прямые удары, вибрация, скачок давления или температуры могут привести к трещинам, пробоям протоков и стыков. А ремонтировать их из-за малой толщины, весьма проблематично.

Сервисы и частники не берутся отремонтировать радиатор ПАЗ-3205, если повреждено хотя бы 15% площади сердцевины. Или цену за ремонт выставляют такую, что владельцу проще купить новый теплообменник. Бачки, патрубки и прочие компоненты конструкции в принципе ремонтопригодны и взаимозаменяемы. Однако тут тоже нужно адекватно оценивать величину и множественность повреждений, сопоставляя их с трудоемкостью и длительностью ремонта. Еще один повод провести замену в сборе – отремонтированный радиатор априори уступает новому в прочности.